Боевое применение самолета Су-25

     Первым боевым испытанием для Су-25 стал Афганистан, куда первые опытные самолеты Т8-1Д и Т8-3 попали еще весной 1980 года в ходе операции "Ромб": предполагалось испытать штурмовики в реальных боевых условиях. Летчики Н. Садовников, А. Иванов (ОКБ Сухого) и В. Соловьев (НИИ ВВС) выполнили ровно 100 вылетов, из которых 30 были зачтены в программу испытаний. Самолет получил высокую оценку заказчика и уже в феврале следующего года в Ситал-Чае, на берегу Каспия, началось формирование первого отдельного штурмового авиаполка на Су-25, специально ориентированного на Афганистан. В апреле полк получил первые 12 самолетов, а 19 июля одна из его эскадрилий уже отбыла на ТВД; самолеты разместились на авиабазе Шинданд, располагавшейся на высоте 1150 м над уровнем моря. Отсюда штурмовики приступили к операциям по поддержке частей советских войск, а также правительственных войск Афганистана. В это время шли ожесточенные бои за горный массив Луркох, в центре которого находился крупный базовый лагерь моджахедов, практически неприступный для сухопутных войск и труднодоступный для действий авиации. Уже через несколько дней после прибытия в Шинданд штурмовики активно включились в боевые действия. После недельных ожесточенных боев Луркох был взят. Вскоре развернулись бои за Герат, в ходе которых штурмовикам противостояла не только зенитная артиллерия душманов, но и природные условия: в воздухе над долинами на высоте до 1500 м висела постоянная пылевая пелена. В сочетании с высокой температурой воздуха (до 52°) это заставляло технику работать в экстремальных условиях, на пределе возможностей. В сентябре 1981 года боевые действия разгорелись в горной провинции Кандагар на юге Афганистана, вблизи афгано-пакистанской границы. Здесь пригодились высокие маневренные свойства штурмовика. Су-25 наносили ракетно-бомбовые удары в ущельях, где не могли применяться самолеты других типов. Так, в Черных горах, северо-западнее Кандагара,
Су-25 удалось подавить огневую точку, расположенную в конце длинного извилистого ущелья. Попытки бомбить ее сверху не принесли успеха, а штурмовик, войдя в узкий каменный провал и лавируя в нем, нанес точный удар с малой дистанции и крутым боевым разворотом выскочил наверх. Высокая маневренность позволяла, обнаружив цель, резко доворачивать на нее, а при повторных заходах, выполняя крутой вираж, постоянно следить за противником. Пригодились и хорошие взлетно-посадочные характеристики самолета: на аэродроме Шинданд Су-25 взлетали с ВПП длиной 1300 м, неся до 4000 кг бомб, тогда как Су-17 уже с 1000 кг боевой нагрузки с трудом отрывались от земли.
Основными боеприпасами "Грача", "Расчески" и "Чемодана" (как прозвали штурмовики в Афганистане) стали авиабомбы ФАБ-100 и
ФАБ-250, вполне достаточные для разрушения глинобитных строений, использовавшихся "духами" как укрепления. При действиях в горах калибр боеприпасов возрастал до 500 кг. Максимальный боекомплект мог доходить до восьми пятисоток или 22хФАБ-100 на МБД.

С большим эффектом применялись "Вороны" - "вакуумные" (снаряженные объемно-детонирующей смесью) бомбы ОДАБ-500П. Успешно использовались также и напалмовые зажигательные баки ЗБ-500ГД, поражавшие все живое на площади до 1300 м2. Другим высокоэффективным оружием Су-25 стали неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-5м в блоках УБ-32-57, одним залпом накрывающие 200-400 м2 территории. Постепенно на смену 57-мм ракетам пришли более мощные и эффективные 80-мм С-8, имевшие различное снаряжение. В частности, ракеты С-8ДМ несли объемно-детонирующую боевую часть, поражающую все живое в помещениях, пещерах и других негерметизированных укрытиях. Начали применяться и 122-мм НАР С-13 в блоках Б-13Л, имевшие еще более мощную боевую часть и эффективную дальность пуска до 4 км. Такие ракеты, снаряженные проникающей боевой частью, поражали блиндажи с толщиной перекрытии до 3 м. Использовались и крупногабаритные НАР С-24, способные поражать цели на дальности до 2000 м с точностью до 8 м. Несколько позже началось применение сверхмощных НАР С-25, которые оказались эффективным средством уничтожения особопрочных укреплений. В апреле 1986 года Су-25 впервые использовали в боевых условиях высокоточное оружие - управляемые ракеты Х-25МЛ и Х-29Л с лазерным полуактивным наведением. Подсветка цели могла осуществляться с борта другого штурмовика при помощи лазерного дальномера-целеуказателя "Клен-ПС". Однако такой способ применялся сравнительно редко, так как летчику, полого пикирующему на цель с относительно большого расстояния, было трудно различать малоразмерные, хорошо замаскированные объекты противника. В среднем из четырех выпущенных ракет в цель попадало лишь две. Чаще и значительно успешней использовалась наземная подсветка, которую выполнял наводчик, размещенный, как правило, на БТР или БМП. В конце войны в части поступила и специальная боевая машина авиационного наведения (БОМАН), выполненная на базе БТР-80. Управляемые ракеты Х-25МЛ и Х-29Л оказались весьма эффективным (хотя и крайне дорогим) средством поражения особо важных и хорошо укрепленных целей (в частности, входов в пещеры, неуязвимые для оружия других типов). Точность УР позволяла им влетать прямо в "пасть" пещеры, а мощная БЧ вызывала обвал и полностью "закупоривало" все, что находилось под землей. Пуски выполнялись, как правило, с дальности 4-5 км с пикирования под углом 25-30°. При этом промах не превышал 1,5-2 м. Менее успешно проявили себя в Афганистане УР Х-23 с радиокомандной системой наведения: летчику было трудно одновременно следить за целью, управлять ракетой и пилотировать самолет. Всего за годы войны в Афганистане штурмовики Су-25 выпустили по противнику 139 управляемых ракет всех типов. Автоматический прицел
АСП-17БЦ-8, установленный на Су-25, обеспечил высокую точность применения оружия. Летчику требовалось лишь удерживать цель в марке прицела. Автоматика посредством лазерного дальномера учитывала дистанцию до цели, поправку на высоту, скорость, температуру воздуха и баллистику боеприпаса; в нужный момент бомбы сбрасывались самостоятельно. В то же время, в боевых условиях выявились и недостатки самолета. Так, оказались не совсем надежными автоматический радиокомпас АРК-15 и радиотехническая система ближней навигации РСБН-6с. Постепенно Су-25 полностью заменили боевые вертолеты в районах с высотой рельефа, превышающей 3000 м. Стали практиковаться дежурства в воздухе (очевидно, был учтен опыт боевого применения американских самолетов непосредственной поддержки во Вьетнаме). Совершенствовалось взаимодействие Су-25 и боевых вертолетов. Афганский "рейтинг" Су-25 постоянно возрастал. В феврале 1983 года была проведена эффективная операция с использованием Су-25 в провинции Мазари-Шариф. Там были захвачены наши гражданские специалисты, работавшие на местном заводе азотных удобрений. Чтобы поставить "духов" на место, был проведен удар по кишлаку Вахшак, где окапалась банда. В налете участвовало звено Су-25 (4 самолета), поддержанное четырьмя вертолетами Ми-24 и шестью Ми-8. На кишлак было сброшено две бомбы ОДАБ-500П и около 10 т других бомб, а также выпущено 40 НАР С-8. Всего в годы войны в Афганистане при помощи "терроризирующих" ударов штурмовиков удалось вызволить из заточения 97 российских граждан, попавших по тем или иным причинам в руки "душманам". Эффективно применялись Су-25 и для постановки "внаброс" минных заграждений. Из контейнеров КМГУ разбрасывались противопехотные мины ПОМ или фугасные ПФМ. Минирование осуществлялось на скорости 700-750 км/ч на высоте 900-1000 м. В 1986 году 80% вылетов на минные постановки приходилось на Су-25. Об эффективности штурмовиков Су-25 в условиях Афганистана свидетельствует среднегодовой налет летчиков-штурмовиков 270-300 часов. На один самолет в год приходилось, в среднем, 360 вылетов (значительно больше, чем на машины других типов, применявшихся в Афганистане). Если в начале войны основной угрозой для Су-25 были крупнокалиберные пулеметы ДШК советского и китайского производства, в больших количествах имевшиеся у моджахедов, то в 1983 году противник начал использовать более современное оружие - переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). Первый Су-25, пилотируемый подполковником П. В. Рубаном, был сбит ПЗРК "Стрела-2М" советского производства 16 января 1984 года в районе селения Ургун. До конца 1984 года подобным оружием было поражено еще пять штурмовиков. Кроме "Стрелы-2М" было отмечено применение американских ПЗРК "Ред Ай", а также английских "Блоупайпов" с радиокомандным наведением (впрочем, последние применялись сравнительно недолго, по отзывам душманов, показав низкую эффективность. Впрочем, это не удивительно, ведь "Блоупайп" требует наличие соответствующего образования, чего душманам явно не хватало). В качестве ответной меры на самолетах установили дополнительные блоки АСО-2В, вдвое увеличившие число тепловых ловушек ППИ-26. Теперь их отстрел начинался автоматически, после нажатия летчиком боевой кнопки в начале атаки, и продолжался в течение 30 секунд. ИК-ловушки хорошо помогали от ПЗРК "Стрела-2М" и "Ред Ай", но оказались малодейственными против американского ПЗРК нового поколения "Стингер", появившегося на вооружении отрядов моджахедов в ноябре 1986 года. В отличие от более ранних ПЗРК, новая ракета имела селективную (более чувствительную и "разборчивую") головку самонаведения, способную отделить спектр факела пиропатрона от теплового излучения двигателя. Кроме того, "Стингер" имел более мощную БЧ с неконтактным взрывателем, что значительно увеличивало поражающее действие ракеты ( Здесь имеется в виду стрельба из ПЗРК по неманеврирующей цели. Если цель будет маневрировать, то вероятность поражения ее "Стингером" падает до 0,3) .За первую же неделю применения нового оружия было сбито четыре Су-25 и потеряно два летчика. Установить на самолете новые, активные средства ИК-противодействия в короткие сроки оказалось невозможным (станция "Сухогруз", способная бороться со "Стингером", появилась лишь на модернизированных штурмовиках Су-25Т, не успевших попасть в Афганистан). Поэтому были применены "полумеры" - установили дополнительную бронезащиту (теперь ее суммарная масса достигла 1100 кг) и приняли ряд других мер, направленных на повышение боевой живучести, а также изменили тактику применения штурмовой авиации: с конца 1986 года летчикам было запрещено действовать на высоте менее 4500 м. Такая чисто рефлективная мера, хотя и снизила боевые потери, но резко уменьшила эффективность использования штурмовиков, превратив
Су-25, фактически, в обычные бомбардировщики.
    Один Су-25, пилотируемый Героем СССР полковником А. Руцким, был сбит истребителями ВВС Пакистана. Вот как сам летчик описывает это событие, произошедшее 4 августа 1988 года: "Выполняя разведку боем по поиску и уничтожению колонн с боеприпасами в районе Ургун, ничего не обнаружив, во второй половине дня мы возвращались на аэродром Баграм. При возвращении возникла идея заглянуть в район Хост на базу Жавра (крупный опорный пункт противника, расположенный в непосредственной близости от пакистанской границы). Переведя самолет МиГ-23МЛД в пологое пикирование, пошел на снижение, за мной пошел ведомый. Разогнавшись до 1200 км/ч, на малой высоте прошли над базой, а затем вдоль дороги, идущей на пакистанский аэродром Маримшах. Площадки перед складами душманов были забиты машинами, груженными ящиками… Дал ведомому команду: атаку выполнять не будем, уходим с этим же курсом до Хоста без набора высоты. Пройдя Хост, мы резко на форсаже набрали высоту… На свой аэродром передал: готовить четыре "Стрижа" (так в Афганистане называли МиГ-23) с зарядкой "воздух" (ракеты класса "воздух-воздух" для поражения воздушных целей. Необходимость включения в ударную группу четырех истребителей сопровождения была вызвана тем, что в районе цели А. Руцкой заметил два пару F-16 ВВС Пакистана) и восемь "Грачей" (Су-25) с зарядкой "лента" - боеприпасами для нанесения ударов по колоннам". В короткий срок группа была подготовлена к боевому вылету и поднялась в воздух. На этот раз А.Руцкой пересел в кабину Су-25. Штурмовики нанесли несколько мощных ударов по колоннам противника, а МиГи обеспечивали прикрытие: удар наносился вне зоны видимости РЛС на аэродромах в Кабуле и Баграме, поэтому истребители были единственным средством "освещения" воздушной обстановки. Однако с этой задачей МиГ-23 не справились. На запрос о неприятельских самолетах командир звена истребителей ответил: "Все нормально, кроме нас в воздухе никого нет". Руцкой принял решение предпринять крайнюю атаку - по голове автоколонны противника, спешившей укрыться под скальными карнизами. Однако в этот момент на Су-25 сработала система оповещения СПО-15ЛМ "Береза", сигнализирующая о захвате самолета БРЛС истребителя противника, причем МиГи неприятелей по прежнему не наблюдали. В результате штурмовик А. Руцкого был сбит самолетом F-16A, атаковавшим цель на малой высоте и выпустившим две ракеты AIM-9L "Сайдуиндер", а летчик попал в пакистанский плен.
    В конце войны, когда было принято решение о выводе из Афганистана советских войск, штурмовики начали шире привлекать для действий в ночное время. Они применялись, как правило, совместно с
истребителями-бомбардировщиками Су-17, сбрасывающими САБы.
    Последний Су-25 был потерян в Афганистане 23 января 1989 года в ходе операции "Тайфун", проводившейся на севере страны. В конце января все оставшиеся штурмовики покинули негостеприимный Афганистан.
    К концу войны число самолетов Су-25 в Афганистане достигло примерно 50-ти. Они выполнили около 60 тыс. вылетов (один самолет совершал, в среднем, до 6-10 вылетов в день). За все время боевых действий было потеряно 23 штурмовика.
    Су-25 широко использовались также во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. В 1986-1987 гг. Ираку было поставлено два полка Су-25, воевавших с 1987 года (если ежедневно вся авиация Ирака выполняла 1400-1500 боевых вылетов, то на Су-25 приходилось 1200 вылетов, некоторые самолеты делали до 15 боевых вылетов в день). В ходе войны в Персидском заливе зимой 1991 года штурмовики Су-25 не применялись, однако два самолета этого типа были сбиты истребителями ВВС США F-15C при попытке перелететь в Иран.
    Су-25 широко использовались в различных региональных конфликтах на территории бывшего СССР. В ходе боевых действий в Чечне штурмовики Су-25 стали одним из основных инструментов российской авиации. В частности, самолеты этого типа нанесли высокоточные ракетно-бомбовые удары, уничтожив авиацию Дудаева на земле, а также поражали узлы обороны чеченских боевиков и их командные пункты.