SEA LAUNCH CRUISE MISSILE BGM-109 TOMAHAWK.

   Крылатая ракета морского базирования SLCM BGM-109 Tomahawk.
BGM-109 имеет ряд модификаций: BGM-109A, BGM-109B, BGM-109C … Модификации BGM-109A и BGM-109B имеют боевую часть с ядерным боезарядом. Мы рассмотрим принцип действия крылатой ракеты на примере ракеты Томагавк с неядерной боевой частью BGM-109C. Принцип действия остальных модификаций аналогичен.
   Разработку ракеты начала компания General Dynamics, но по ряду причин в 1984г компания передала дальнейшую разработку ракеты фирме McDonnell Douglas.
   Крылатая ракета оснащена стартовым твердотопливным ракетным двигателем (РДТТ) Атлантик Рисерч с тягой 3200 кгс (время работы РДТТ = 6…7 сек.) и маршевым турбореактивным двухконтурным двигателем (ТРДД) Уильям Рисерч F107-WR-400 с тягой 272 кгс.
Высота полета ракеты равна 30…150 м.
Крейсерская скорость ракеты равна 900 км/ч ( Некоторые сомнительные источники утверждают, что крылатая ракета летит со сверхзвуковой скоростью. Если Вы немного разбираетесь в аэродинамике, то, просто взглянув на внешний вид ракеты, скажете, что это полная чушь).

Весовые и геометрические данные BGM-109C Tomahawk :
         Габариты:
                длина:

   - без РДТТ5,54 м
  - с РДТТ6,4 м
  диаметр корпуса0,52 м
  размах крыла 2,6 м
Масса:
   ракеты с РДТТ1441 кг
  ракеты без РДТТ1144 кг
  планера362 кг
  топлива550 кг
  маршевого ТРДД64 кг
  боевой части123 кг
  стартового РДТТ297 кг
  системы наведения TERCOM45 кг

Общий вид ракеты

Принцип действия


   После запуска крылатая ракета управляется с помощью инерциальной системы. В момент пересечения береговой линии управление переходит к корреляционной системе управления по рельефу местности TERCOM ( Terrain Contour Matching - навигация с использованием коррекции по карте рельефа местности). Ракета с помощью радиовысотомера сканирует рельеф местности и сравнивает его с числовой моделью рельефа, заложенной в бортовой компьютер ракеты для определения положения и компенсации ошибки инерциальной системы управления.
   Запрограммированная траектория полета происходит на малой высоте с использованием складок местности для уменьшения вероятности обнаружения ракеты системой ПВО противника.
   Последовательная коррекция с помощью системы TERCOM организована таким образом, что точность управления в процессе полета все время возрастает.
Первая коррекция с помощью системы TERCOM, происходящая сразу после прохождения ракетой береговой линии, требует самой большой территориальной матрицы, на которой зафиксирован рельеф местности площадью 5х10 км. Это необходимо, чтобы скомпенсировать возможное отклонение ракеты от траектории в процессе полета над водой, когда она управляется только с помощью инерциальной системы.
   Последующие территориальные матрицы системы TERCOM становятся все меньше и меньше. В промежутках между коррекциями по системе TERCOM крылатая ракета летит по прямой с заданными скоростью и высотой между запрограммированными, связанными по времени пунктами траектории.
   Эталонные карты районов местности, над которыми совершает полет крылатая ракета, готовятся картографическим управлением МО США в цифровой форме на основании данных спутниковой разведки.

   При подлете к цели управление переходит к системе управления DSMAC, которая сравнивает реальное телевизионное изображение объекта или территории, примыкающей к нему, с хранимой в памяти системы численно закодированной фотографией. После сравнения изображений вычисляется ошибка, и траектория полета корректируется, обеспечивая конечное отклонение не более 10…30 м.

   Некоторые из носителей крылатых ракет:
линкор Висконсин (Айова ВВ-64);
крейсер Тикондерога (CG-47);
эсминец УРО Спруенс (DD-963);
атомные ударные подводные лодки Луисвилл (SSN-724) и Стеджен (SSN-637) и др.
    Подводные лодки класса Los Angeles оснащены установками вертикального пуска крылатых ракет Томагавк типа VLS (Vertical Launch System).

   Массированное применение крылатых ракет в операции Буря в пустыне дает основание полагать, что планирование их использования производилось заранее. Надводные корабли и подводные лодки - носители крылатых ракет - получали приказы о применении крылатых ракет до выхода из баз. Это было связано с тем, что во время нахождения носителей крылатых ракет в море очень трудно изменять или уточнять программы маршрутов полета крылатых ракет, вводимые в память бортовой вычислительной машины, поскольку программное обеспечение готовится в основном на береговых базах.
ВМС США планировали обеспечить лишь некоторые боевые корабли возможностью планирования боевых операций после выхода из баз. Имелись, правда, ограниченные возможности передачи через спутники уточненных данных целеуказания на корабли во время их перехода по морю, но в целом, это пока слабое место Томагавка.
   Для ускорения планирования наносимых ударов, улучшения характеристик, повышения эффективности и гибкости целеуказания и обеспечения более точного расчета времени выхода ракеты на цель фирмы General Dynamics и McDonnell Douglas взялись за разработку новой модификации крылатой ракеты Tomahawk Block 3.

   Реализация программы Block 3 позволила установить на крылатой ракете приемник глобальной спутниковой навигационной системы GSP, который дополнил систему TERCOM и позволяет использовать сигналы GSP для коррекции траектории полета крылатой ракеты. В некоторых вариантах атаки наземной цели система GSP может использоваться вместо системы TERCOM . Например, крылатая ракета, запущенная по береговой цели, должна в настоящее время совершить пролет над участком суши для коррекции навигационной системы перед выходом на траекторию атаки.

   Применение GSP позволяет крылатой ракете без использования TERCOM атаковать береговые цели непосредственно с моря. Уменьшение зависимости от корреляционной системы навигации TERCOM и цифровых карт местности существенно уменьшает время планирования боевых операций с применением крылатых ракет.

   В рамках программы Block 3 разработана усовершенствованная оптическая корреляционная система наведения на конечном участке траектории DSMAC-2A, которая менее чувствительна к суточным и сезонным изменениям ландшафта местности. Система DSMAC-2A использует большее количество снимков местности для точного наведения, что сокращает время планирования боевой операции и повышает вероятность поражение цели.
    На крылатой ракете BGM-109С используется боевая часть ракеты Булпап массой 454 кг. Масса новой боевой части с программируемым взрывателем замедленного действия на 113 кг меньше, что позволяет увеличить массу топлива, а, следовательно, и дальность полета ракеты.
Кроме того, меньшая чувствительность новой боевой части уменьшает вероятность ее срабатывания при воздействии нагрева. Крылатая ракета Tomahawk Block 3 (имеет РДТТ Mk.11 и ТРДД F107-WR-402 Уильям Рисерч) предназначена для запуска с подводных лодок с максимальной глубины.

Схема атаки крылатой ракетой BGM-109 Tomahawk

Схема атаки BGM-109

1 - старт ; 2 - надводный полет на малой высоте;
3 - участки коррекции траектории с помощью системы TERCOM ;
4 - конечный участок полета с использованием оптической системы наведения ;
5 - контрольные пункты траектории, позволяющие избежать оборонительные районы противника ;
6 - цель