Крылатая ракета морского базирования SLCM BGM-109 Tomahawk.
BGM-109 имеет ряд модификаций: BGM-109A, BGM-109B, BGM-109C … Модификации BGM-109A и BGM-109B имеют боевую часть с ядерным боезарядом. Мы рассмотрим принцип действия крылатой ракеты на примере ракеты Томагавк с неядерной боевой частью BGM-109C. Принцип действия остальных модификаций аналогичен.
Разработку ракеты начала компания General Dynamics, но по ряду причин в 1984г компания передала дальнейшую разработку ракеты фирме McDonnell Douglas.
Крылатая ракета оснащена стартовым твердотопливным ракетным двигателем (РДТТ) Атлантик Рисерч с тягой 3200 кгс (время работы РДТТ = 6…7 сек.) и маршевым турбореактивным двухконтурным двигателем (ТРДД) Уильям Рисерч F107-WR-400 с тягой 272 кгс.
Высота полета ракеты равна 30…150 м.
Крейсерская скорость ракеты равна 900 км/ч ( Некоторые сомнительные источники утверждают, что крылатая ракета летит со сверхзвуковой скоростью. Если Вы немного разбираетесь в аэродинамике, то, просто взглянув на внешний вид ракеты, скажете, что это полная чушь).
Весовые и геометрические данные BGM-109C Tomahawk :
Габариты:
длина:
- без РДТТ | 5,54 м |
- с РДТТ | 6,4 м |
диаметр корпуса | 0,52 м |
размах крыла | 2,6 м |
Масса: | |
ракеты с РДТТ | 1441 кг |
ракеты без РДТТ | 1144 кг |
планера | 362 кг |
топлива | 550 кг |
маршевого ТРДД | 64 кг |
боевой части | 123 кг |
стартового РДТТ | 297 кг |
системы наведения TERCOM | 45 кг |
Принцип действия
Некоторые из носителей крылатых ракет:
линкор Висконсин (Айова ВВ-64);
крейсер Тикондерога (CG-47);
эсминец УРО Спруенс (DD-963);
атомные ударные подводные лодки Луисвилл (SSN-724) и Стеджен (SSN-637) и др.
Подводные лодки класса Los Angeles оснащены установками вертикального пуска крылатых ракет Томагавк типа VLS (Vertical Launch System).
Массированное применение крылатых ракет в операции Буря в пустыне дает основание полагать, что планирование их использования производилось заранее. Надводные корабли и подводные лодки - носители крылатых ракет - получали приказы о применении крылатых ракет до выхода из баз. Это было связано с тем, что во время нахождения носителей крылатых ракет в море очень трудно изменять или уточнять программы маршрутов полета крылатых ракет, вводимые в память бортовой вычислительной машины, поскольку программное обеспечение готовится в основном на береговых базах.
ВМС США планировали обеспечить лишь некоторые боевые корабли возможностью планирования боевых операций после выхода из баз. Имелись, правда, ограниченные возможности передачи через спутники уточненных данных целеуказания на корабли во время их перехода по морю, но в целом, это пока слабое место Томагавка.
Для ускорения планирования наносимых ударов, улучшения характеристик, повышения эффективности и гибкости целеуказания и обеспечения более точного расчета времени выхода ракеты на цель фирмы General Dynamics и McDonnell Douglas взялись за разработку новой модификации крылатой ракеты Tomahawk Block 3.
Реализация программы Block 3 позволила установить на крылатой ракете приемник глобальной спутниковой навигационной системы GSP, который дополнил систему TERCOM и позволяет использовать сигналы GSP для коррекции траектории полета крылатой ракеты. В некоторых вариантах атаки наземной цели система GSP может использоваться вместо системы TERCOM . Например, крылатая ракета, запущенная по береговой цели, должна в настоящее время совершить пролет над участком суши для коррекции навигационной системы перед выходом на траекторию атаки.
Применение GSP позволяет крылатой ракете без использования TERCOM атаковать береговые цели непосредственно с моря. Уменьшение зависимости от корреляционной системы навигации TERCOM и цифровых карт местности существенно уменьшает время планирования боевых операций с применением крылатых ракет.
В рамках программы Block 3 разработана усовершенствованная оптическая корреляционная система наведения на конечном участке траектории DSMAC-2A, которая менее чувствительна к суточным и сезонным изменениям ландшафта местности. Система DSMAC-2A использует большее количество снимков местности для точного наведения, что сокращает время планирования боевой операции и повышает вероятность поражение цели.
На крылатой ракете BGM-109С используется боевая часть ракеты Булпап массой 454 кг. Масса новой боевой части с программируемым взрывателем замедленного действия на 113 кг меньше, что позволяет увеличить массу топлива, а, следовательно, и дальность полета ракеты.
Кроме того, меньшая чувствительность новой боевой части уменьшает вероятность ее срабатывания при воздействии нагрева.
Крылатая ракета Tomahawk Block 3 (имеет РДТТ Mk.11 и ТРДД F107-WR-402 Уильям Рисерч) предназначена для запуска с подводных лодок с максимальной глубины.
1 - старт ; 2 - надводный полет на малой высоте;
3 - участки коррекции траектории с помощью системы TERCOM ;
4 - конечный участок полета с использованием оптической системы наведения ;
5 - контрольные пункты траектории, позволяющие избежать оборонительные районы противника ;
6 - цель